Приветствую Вас, Гость
Давайте знакомиться! Я - социальный педагог Моряковской СОШ Аганина Валентина Александровна. Работаю в этой должности с 1993 года. Мой девиз: нет плохих детей, есть некомпетентные родители, учителя, не нашедшие подход к ним. Наши дети  - это барометр состояния нашего общества, и его стрелка сейчас склоняется в отрицательную сторону. Приходится задумываться о том, как  улучшить эту ситуацию. По  моему мнению, нужно больше внимания уделять правовому, нравственному и патриотическому воспитанию, что и стараюсь делать, являясь одновременно руководителем музея «Отечество» Моряковской СОШ. 

В моей работе мне очень помогало то, что в школе был инспектор Осипова Юлия Леонидовна, только жаль, что наше сотрудничество было недолгим. Должность инспектора сократили, и остались мы опять с нашими проблемами один на один. Конечно, раз в месяц будет нас навещать представитель РОВД, но разве от этого наша работа станет эффективнее? Хочется посоветоваться с коллегами о том, куда же нам постучаться, в какие двери, чтобы инспектора в школе были каждый день и каждый ребёнок чувствовал бы свою защищенность.

Что может школьный социальный педагог?

Направления профилактической работы с детьми «Группы риска»
Официальная статистика позволяет сделать вывод о социальной обездоленности детей и подростков в России:
• ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и подростков;
• в отношении подростков и детей систематически совершаются акты насилия;
• нарушения прав подростков имеют место в государственных учреждениях, правоохранительных органах;
• сохраняется тенденция к вытеснению из школы учащихся из семей с низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических усилий;
• государственная система трудоустройства подростков фактически не функционирует;
• остаются без работы подростки, обучающиеся в коррекционных школах и школах-интернатах для детей с дефектами умственного и физического развития;
• практически беспрепятственно распространяются в среде несовершеннолетних (часто через моральное и физическое принуждение) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям, антиобщественными формами группового поведения.
(Из книги Овчаровой «Справочная книга социального педагога»)
Зная все это, мы ставим перед собой задачу научить детей:
• относиться к другому человеку как к самоценности;
• быть готовым к самоотдаче;
• творческому характеру жизнедеятельности, волеизъявлению;
• самому проектировать будущее;
• воспитать внутреннюю ответственность перед собой и будущим;
• стремление к обретению смысла жизни.
  • Для того, чтобы добиться хотя бы минимальных результатов, нужно иметь четко скоординированный план работы заместителя директора школы по воспитательной работе, вожатого, социального педагога и, конечно, школьного психолога, которому должна отводиться особая роль в работе с трудными подростками (и не только с ними).В руках школьного психолога целый арсенал не нотаций, а именно игр. В которых ребенок сам находит выход, делает вывод о том, как поступить в конкретной жизненной ситуации. Вспоминаю одно из заседаний КДН и ЗП, по-моему, в Курлеке, где нам показали и дали самим поучаствовать в тренинге (правовом), где и дети, и взрослые побывали в роли ребенка, родителя, учителя и сами сделали правильный вывод без подсказки взрослого, У меня предложение - такие уроки снимать на видео и показывать на семинарах с целью обучения этому других психологов, вожатых, социальных педагогов.Это одно из направлений профилактической работы.
  • Второе направление - приглашение специалистов для работы хотя бы на параллель классов, хотя бы один раз в четверть, так это было, когда нас посетила бригада по борьбе с наркотиками, где выступили ребята, пережившие эту трагедию. Жаль, что таких волонтеров пока мало.
  • Третье направление - это перевод воспитательной работы от обязательных, для галочки мероприятий (таких, как Новый год, 23 февраля и 8 марта) к таким, как Проводы зимы, интеллектуальные марафоны, День птиц. День матери, День старшего поколения, День игры и игрушки, конкурсы, предлагаемые районной газетой, где могут принять участие не только избранные, но и все ребята.
  • Четвертое направление работы - это школа, до 20-21 часа наполняемая голо¬сами ребят не в тех кружках, где ребят по 10 человек, а там, куда бы мог прийти любой попробовать себя в песне, в танце, в театре, а не только в спортивных секциях.
  • Пятое направление - это работа с родителями. Чего греха таить, она у нас полностью в руках классных руководителей, а мы не всегда готовы квалифицированно говорить с родителями о правовых проблемах. Нужна такая команда, конечно, на район, чтобы можно было приглашать в школу. Я думаю, она есть, но на местах не всегда есть информация об этом.
  • Шестое направление - это отличная книга с огромным количеством классных часов, доступных любому учителю - «Родом из детства» - методическое пособие по обучению правам человека.
А что же используем мы в своей школе?
Приглашаем ребят на Совет Старшеклассников, стараемся закрепить старшеклассника за трудным подростком.
Беседуем на Совете по профилактике при директоре школы, на малом и большом педагогическом советах, на КДН села и района.
Но беда в том, что мер наказания как детей, так и родителей очень мало. Это, в лучшем случае, составление протокола и как крайние меры - на¬правление в Александровскую школу с девиантным поведением детей. Есть еще одна особенность работы нашей школы - это то, что у нас дети на подвозе из деревень Губино, Козюлино, Половинки. Вот с ними есть сложности: они у нас только учатся, вся дополни¬тельная воспитательная работа только на классном часе, а где они вечером - мы не знаем. Вот тут нужно подумать о должностях социального педагога при администрациях, где и родители, и ребята могли бы получить квалифицированную помощь.
В.А. АГАНИНА, социальный педагог Моряковской СОШ.